Выставки для незрячих и слабовидящих в Москве: Георгиевский собор – жемчужина Древней Руси

Владимирская область – часть географической территории, которую смело можно назвать колыбелью древнерусского искусства. Многочисленные памятники культуры и зодчества, сохранившиеся до наших дней, являются тому безмолвными свидетелями. Одним из самых интересных и наиболее ценных для исторической науки стал Георгиевский собор, возведённый в первой половине XIII века.
Юрьев-Польский – небольшой городок во Владимирской области, бывший когда-то побратимом Москвы. Его, как и современную российскую столицу, основал ростово-суздальский и великий киевский князь Юрий Долгорукий в 1152 году. И, в отличие от Москвы, правитель назвал его своим именем.
Именно в Юрьеве-Польском в 1234 году внук Юрия Долгорукого Святослав Всеволодович воздвиг Георгиевский собор на месте «обветшавшей» церкви, построенной ещё дедом. Князь лично руководил работой и привлёк к ней лучших зодчих того времени. Храм богато украсили резьбой, часть которой сохранилась до наших дней.
Изначально это был одноглавный четырёхстолпный собор – очень стройный и живописный. Фасад был расчленен пилястрами на три доли по вертикали и аркатурно-колончатым поясом по горизонтали, как это характерно для белокаменного зодчества конца XII – начала XIII в. Впоследствии в небольшом приделе у северной стены была обнаружена усыпальница князя Святослава Всеволодовича. Русская Православная Церковь причислила его к лику святых, а его мощи были перенесены для поклонения сначала в Свято-Покровский храм Юрьева-Польского и позже в Михайло-Архангельский монастырь.
Оформление уцелевшей с XIII в. северной стены свидетельствует о том, что вся поверхность фасадов храма и все архитектурные детали были покрыты резьбой, что является уникальным явлением для русских храмов того времени. Сочетание коврового узора с горельефными фигурами святых, человеческих лиц, звериных морд и сказочных животных было очень сложно выполнить чисто технически. Сначала на отдельных камнях вытесывались горельефные изображения, затем они аккуратно вносились в кладку стены. И только после этого на готовой стене осуществлялась резьба коврового узора, оплетавшего все горельефы и архитектурные детали.
Такая работа требовала от резчиков безупречной точности, а от архитекторов – детального проекта размещения всех резных камней. Согласно расчётам, над резным убором храма работало две артели резчиков: одна занималась горельефными фигурами, другая выполняла растительный орнамент. Единство оформления декора свидетельствует о том, что работа целиком была выполнена владимиро-суздальскими умельцами.
Через несколько лет после возведения этого рукотворного чуда средневековой архитектуры на Русь вторглись татаро-монголы. Как и вся земля русская, Георгиевский собор пострадал от нашествия. Сам Юрьев-Польский за все время ига татары разоряли трижды. В итоге в XV веке строение обветшало и частично разрушилось, но было восстановлено знаменитым русским зодчим Василием Ермолиным по личному приказу московского князя Ивана III.
Ермолин, понимая историческое значение собора, не стал заменять обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а снова собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Но не имея архитектурных зарисовок и точного плана храма, зодчий поставил блоки произвольно, перепутав часть сюжетов, изображённых на барельефах.
Впоследствии Собор вновь видоизменялся и обустраивался дополнительными постройками – колокольней, ризницей, теплым приделом. Первоначальный вид ему вернули лишь в советское время, когда Храм был закрыт для богослужений, а за его восстановление взялись известные реставраторы Пётр Барановский и Игорь Грабарь.
Чуть позже профессиональный исследователь древнерусского искусства Георгий Вагнер сумел реконструировать ряд композиций внутри собора.
Благодаря упорной реставрации и частичной реконструкции Георгиевский собор в XX веке, наконец, принял наиболее близкий к первозданному облик. Сегодня это уникальный памятник средневековой архитектуры и древнерусской каменной резьбы, часть которой сохранилась в том виде, в котором была выполнена владимиро-суздальскими мастерами 8 веков назад.
Их рисунки, вырезанные на камне, заслуживают отдельного внимания. Стены Георгиевского собора, помимо сцен из Святого Писания и религиозных мотивов, украшают изображения животных – реальных и вымышленных. Впрочем, отличить одни от других бывает непросто. Например, слон на барельефе обладает чудовищно длинными острыми когтями и заячьими ушами. А лев изображён с плоским человеческим лицом, широким ртом с губами и хвостом, способным обвиться вокруг всего тела животного. Но винить художника за качество работы не стоит, – в XIII веке мастер из Владимиро-Суздальского княжества вряд ли мог видеть слона или льва вживую и, вероятней всего, знал о них из византийских и персидских манускриптов или из Библии.
Чтобы ближе познакомиться с уникальными барельефами Георгиевского собора, в Государственном Дарвиновском музее появились тактильные копии, изготовленные со скрупулёзной точностью профессиональными реконструкторами. Экспонаты можно будет не только смотреть, но и трогать – это позволит лучше их понять и сделает доступными для слабовидящих, незрячих и слепоглухих людей.
Тактильные копии барельефов Георгиевского собора изготовлены в рамках проекта «Трогательная история» Лабораторией «Археолаб». Проект был поддержан РФК и сейчас реализуется в партнёрстве с Государственным Дарвиновским музеем.
Работа выставки будет продолжена после снятия ограничений, вызванных распространением коронавируса. По вопросу посещения выставки людьми с инвалидностью можно связаться с Экскурс-бюро: 8 (499) 134-61-24. Подробная информация о доступности музея и адаптированных экскурсиях для всех групп инвалидности представлена на официальном сайте музея
Последние новости

20.03.25
Мозг может компенсировать потерю слуха: открытие, которое…Ученые из Медицинской школы Кека при Университете Южной Калифорнии, совместно с коллегами из Медицинского колледжа Бейлора в Хьюстоне…

19.03.25
Социальные выплаты инвалидам и ветеранам защитят от…Госдума рассмотрит законопроект, который предусматривает защиту социальных выплат инвалидам от взысканий по исполнительным производствам.…

18.03.25
«Импульс добра»: стартовал прием заявок на премию для…Открыт прием заявок на Всероссийскую Премию «Импульс добра», которая отмечает вклад в развитие и популяризацию социального предпринимательства.…

17.03.25
Новые меры поддержки для семей с детьми-инвалидами:…Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обучающихся в специализированных школах-интернатах на полном государственном обеспечении, смогут…

16.03.25
«Мы можем ВСЁ!»: ВОИ запустила конкурс видеороликов…10 марта 2025 года стартовал приём заявок на конкурс видеороликов «Мы можем ВСЁ!», организованный Всероссийским обществом инвалидов…

14.03.25
Нейротехнологии в профориентации: как помочь школьникам…12 марта в рамках марафона вебинаров для педагогов и руководителей образовательных учреждений состоялась очередная онлайн-встреча «Нейронет.…

13.03.25
Минтруд утвердит единый стандарт ранней помощи детям…В Министерстве труда и социальной защиты разработан проект единого стандарта для оказания ранней помощи детям. Об этом 11 марта сообщил…

12.03.25
Срок оборота немаркированных средств реабилитации продлён…Правительство РФ продлило срок оборота немаркированных средств реабилитации вплоть до 31 августа 2025 года. Соответствующее постановление…

11.03.25
Ополченцы Донбасса и ветераны СВО с инвалидностью получат…Президент России Владимир Путин подписал указ от 10 марта 2025 года № 137, согласно которому ополченцы Донбасса, получившие инвалидность…