Москва, Павелецкая наб., 2с3 +7 (499) 550-10-36

Выставки для незрячих и слабовидящих в Москве: Георгиевский собор – жемчужина Древней Руси

Владимирская область – часть географической территории, которую смело можно назвать колыбелью древнерусского искусства. Многочисленные памятники культуры и зодчества, сохранившиеся до наших дней, являются тому безмолвными свидетелями. Одним из самых интересных и наиболее ценных для исторической науки стал Георгиевский собор, возведённый в первой половине XIII века.

Юрьев-Польский – небольшой городок во Владимирской области, бывший когда-то побратимом Москвы. Его, как и современную российскую столицу, основал ростово-суздальский и великий киевский князь Юрий Долгорукий в 1152 году. И, в отличие от Москвы, правитель назвал его своим именем.

Именно в Юрьеве-Польском в 1234 году внук Юрия Долгорукого Святослав Всеволодович воздвиг Георгиевский собор на месте «обветшавшей» церкви, построенной ещё дедом. Князь лично руководил работой и привлёк к ней лучших зодчих того времени. Храм богато украсили резьбой, часть которой сохранилась до наших дней. 

Изначально это был одноглавный четырёхстолпный собор – очень стройный и живописный. Фасад был расчленен пилястрами на три доли по вертикали и аркатурно-колончатым поясом по горизонтали, как это характерно для белокаменного зодчества конца XII – начала XIII в. Впоследствии в небольшом приделе у северной стены была обнаружена усыпальница князя Святослава Всеволодовича. Русская Православная Церковь причислила его к лику святых, а его мощи были перенесены для поклонения сначала в Свято-Покровский храм Юрьева-Польского и позже в Михайло-Архангельский монастырь.

Оформление уцелевшей с XIII в. северной стены свидетельствует о том, что вся поверхность фасадов храма и все архитектурные детали были покрыты резьбой, что является уникальным явлением для русских храмов того времени. Сочетание коврового узора с горельефными фигурами святых, человеческих лиц, звериных морд и сказочных животных было очень сложно выполнить чисто технически. Сначала на отдельных камнях вытесывались горельефные изображения, затем они аккуратно вносились в кладку стены. И только после этого на готовой стене осуществлялась резьба коврового узора, оплетавшего все горельефы и архитектурные детали.

Такая работа требовала от резчиков безупречной точности, а от архитекторов – детального проекта размещения всех резных камней. Согласно расчётам, над резным убором храма работало две артели резчиков: одна занималась горельефными фигурами, другая выполняла растительный орнамент. Единство оформления декора свидетельствует о том, что работа целиком была выполнена владимиро-суздальскими умельцами.

Через несколько лет после возведения этого рукотворного чуда средневековой архитектуры на Русь вторглись татаро-монголы. Как и вся земля русская, Георгиевский собор пострадал от нашествия. Сам Юрьев-Польский за все время ига татары разоряли трижды. В итоге в XV веке строение обветшало и частично разрушилось, но было восстановлено знаменитым русским зодчим Василием Ермолиным по личному приказу московского князя Ивана III.

Ермолин, понимая историческое значение собора, не стал заменять обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а снова собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Но не имея архитектурных зарисовок и точного плана храма, зодчий поставил блоки произвольно, перепутав часть сюжетов, изображённых на барельефах. 

Впоследствии Собор вновь видоизменялся и обустраивался дополнительными постройками – колокольней, ризницей, теплым приделом. Первоначальный вид ему вернули лишь в советское время, когда Храм был закрыт для богослужений, а за его восстановление взялись известные реставраторы Пётр Барановский и Игорь Грабарь. 

Чуть позже профессиональный исследователь древнерусского искусства Георгий Вагнер сумел реконструировать ряд композиций внутри собора. 

Благодаря упорной реставрации и частичной реконструкции Георгиевский собор в XX веке, наконец, принял наиболее близкий к первозданному облик. Сегодня это уникальный памятник средневековой архитектуры и древнерусской каменной резьбы, часть которой сохранилась в том виде, в котором была выполнена владимиро-суздальскими мастерами 8 веков назад. 

Их рисунки, вырезанные на камне, заслуживают отдельного внимания. Стены Георгиевского собора, помимо сцен из Святого Писания и религиозных мотивов, украшают изображения животных – реальных и вымышленных. Впрочем, отличить одни от других бывает непросто. Например, слон на барельефе обладает чудовищно длинными острыми когтями и заячьими ушами. А лев изображён с плоским человеческим лицом, широким ртом с губами и хвостом, способным обвиться вокруг всего тела животного. Но винить художника за качество работы не стоит, – в XIII веке мастер из Владимиро-Суздальского княжества вряд ли мог видеть слона или льва вживую и, вероятней всего, знал о них из византийских и персидских манускриптов или из Библии.

Чтобы ближе познакомиться с уникальными барельефами Георгиевского собора, в Государственном Дарвиновском музее появились тактильные копии, изготовленные со скрупулёзной точностью профессиональными реконструкторами. Экспонаты можно будет не только смотреть, но и трогать – это позволит лучше их понять и сделает доступными для слабовидящих, незрячих и слепоглухих людей.

Тактильные копии барельефов Георгиевского собора изготовлены в рамках проекта «Трогательная история» Лабораторией «Археолаб». Проект был поддержан РФК и сейчас реализуется в партнёрстве с Государственным Дарвиновским музеем. 

Работа выставки будет продолжена после снятия ограничений, вызванных распространением коронавируса. По вопросу посещения выставки людьми с инвалидностью можно связаться с Экскурс-бюро: 8 (499) 134-61-24. Подробная информация о доступности музея и адаптированных экскурсиях для всех групп инвалидности представлена на официальном сайте музея 

Последние новости

15.07.25

Как бесплатная служба «Робин Онлайн» помогает незрячим…

В российской столице сегодня реализуется социально значимый проект «Робин Онлайн Помощь», призванный поддержать незрячих, слабовидящих…

14.07.25

Технологии без границ: как Россия создаёт будущее реабилитационной…

10-11 июля в московском кластере «Ломоносов» прошёл юбилейный X Национальный форум реабилитационной индустрии и универсального дизайна…

11.07.25

Второй день форума «Надежда на технологии»: инклюзия…

Сегодня, 11 июля, в московском кластере «Ломоносов» продолжает работу X Национальный форум реабилитационной индустрии и универсального…

10.07.25

«Надежда на технологии»: в Москве открылся X Национальный…

Сегодня, 10 июля 2025 года, в столичном кластере «Ломоносов» начал работу юбилейный X Национальный форум реабилитационной индустрии…

09.07.25

Будущее протезно-ортопедической отрасли: рост рынка,…

9 июля в Москве стартовала большая неделя реабилитационной индустрии. В течении трёх дней в столице будет проходить II Всероссийский…

09.07.25

В Москве стартовал II Всероссийский съезд специалистов…

Сегодня в столице начал работу II Всероссийский съезд специалистов протезно-ортопедической отрасли «Технологии НейроМедтехники». Мероприятие,…

08.07.25

«Юрюзань-2025»: в Башкирии стартует инклюзивный фестиваль…

С 9 по 14 июля в Салаватском районе Башкортостана, на территории геопарка «Янган-тау», состоится XII Всероссийский фестиваль спортивного…

07.07.25

Завершается регистрация на Всероссийский Съезд специалистов…

Завтра, 8 июля в 13:00 заканчивается регистрация на II Всероссийский Съезд специалистов протезно-ортопедической отрасли «Технологии…

07.07.25

«Надежда на технологии»: не пропустите главный форум…

Уже через несколько дней, 10–11 июля в Москве состоится X Национальный форум реабилитационной индустрии и универсального дизайна «Надежда…

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.