Выставки для незрячих и слабовидящих в Москве: Георгиевский собор – жемчужина Древней Руси

Владимирская область – часть географической территории, которую смело можно назвать колыбелью древнерусского искусства. Многочисленные памятники культуры и зодчества, сохранившиеся до наших дней, являются тому безмолвными свидетелями. Одним из самых интересных и наиболее ценных для исторической науки стал Георгиевский собор, возведённый в первой половине XIII века.
Юрьев-Польский – небольшой городок во Владимирской области, бывший когда-то побратимом Москвы. Его, как и современную российскую столицу, основал ростово-суздальский и великий киевский князь Юрий Долгорукий в 1152 году. И, в отличие от Москвы, правитель назвал его своим именем.
Именно в Юрьеве-Польском в 1234 году внук Юрия Долгорукого Святослав Всеволодович воздвиг Георгиевский собор на месте «обветшавшей» церкви, построенной ещё дедом. Князь лично руководил работой и привлёк к ней лучших зодчих того времени. Храм богато украсили резьбой, часть которой сохранилась до наших дней.
Изначально это был одноглавный четырёхстолпный собор – очень стройный и живописный. Фасад был расчленен пилястрами на три доли по вертикали и аркатурно-колончатым поясом по горизонтали, как это характерно для белокаменного зодчества конца XII – начала XIII в. Впоследствии в небольшом приделе у северной стены была обнаружена усыпальница князя Святослава Всеволодовича. Русская Православная Церковь причислила его к лику святых, а его мощи были перенесены для поклонения сначала в Свято-Покровский храм Юрьева-Польского и позже в Михайло-Архангельский монастырь.
Оформление уцелевшей с XIII в. северной стены свидетельствует о том, что вся поверхность фасадов храма и все архитектурные детали были покрыты резьбой, что является уникальным явлением для русских храмов того времени. Сочетание коврового узора с горельефными фигурами святых, человеческих лиц, звериных морд и сказочных животных было очень сложно выполнить чисто технически. Сначала на отдельных камнях вытесывались горельефные изображения, затем они аккуратно вносились в кладку стены. И только после этого на готовой стене осуществлялась резьба коврового узора, оплетавшего все горельефы и архитектурные детали.
Такая работа требовала от резчиков безупречной точности, а от архитекторов – детального проекта размещения всех резных камней. Согласно расчётам, над резным убором храма работало две артели резчиков: одна занималась горельефными фигурами, другая выполняла растительный орнамент. Единство оформления декора свидетельствует о том, что работа целиком была выполнена владимиро-суздальскими умельцами.
Через несколько лет после возведения этого рукотворного чуда средневековой архитектуры на Русь вторглись татаро-монголы. Как и вся земля русская, Георгиевский собор пострадал от нашествия. Сам Юрьев-Польский за все время ига татары разоряли трижды. В итоге в XV веке строение обветшало и частично разрушилось, но было восстановлено знаменитым русским зодчим Василием Ермолиным по личному приказу московского князя Ивана III.
Ермолин, понимая историческое значение собора, не стал заменять обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а снова собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Но не имея архитектурных зарисовок и точного плана храма, зодчий поставил блоки произвольно, перепутав часть сюжетов, изображённых на барельефах.
Впоследствии Собор вновь видоизменялся и обустраивался дополнительными постройками – колокольней, ризницей, теплым приделом. Первоначальный вид ему вернули лишь в советское время, когда Храм был закрыт для богослужений, а за его восстановление взялись известные реставраторы Пётр Барановский и Игорь Грабарь.
Чуть позже профессиональный исследователь древнерусского искусства Георгий Вагнер сумел реконструировать ряд композиций внутри собора.
Благодаря упорной реставрации и частичной реконструкции Георгиевский собор в XX веке, наконец, принял наиболее близкий к первозданному облик. Сегодня это уникальный памятник средневековой архитектуры и древнерусской каменной резьбы, часть которой сохранилась в том виде, в котором была выполнена владимиро-суздальскими мастерами 8 веков назад.
Их рисунки, вырезанные на камне, заслуживают отдельного внимания. Стены Георгиевского собора, помимо сцен из Святого Писания и религиозных мотивов, украшают изображения животных – реальных и вымышленных. Впрочем, отличить одни от других бывает непросто. Например, слон на барельефе обладает чудовищно длинными острыми когтями и заячьими ушами. А лев изображён с плоским человеческим лицом, широким ртом с губами и хвостом, способным обвиться вокруг всего тела животного. Но винить художника за качество работы не стоит, – в XIII веке мастер из Владимиро-Суздальского княжества вряд ли мог видеть слона или льва вживую и, вероятней всего, знал о них из византийских и персидских манускриптов или из Библии.
Чтобы ближе познакомиться с уникальными барельефами Георгиевского собора, в Государственном Дарвиновском музее появились тактильные копии, изготовленные со скрупулёзной точностью профессиональными реконструкторами. Экспонаты можно будет не только смотреть, но и трогать – это позволит лучше их понять и сделает доступными для слабовидящих, незрячих и слепоглухих людей.
Тактильные копии барельефов Георгиевского собора изготовлены в рамках проекта «Трогательная история» Лабораторией «Археолаб». Проект был поддержан РФК и сейчас реализуется в партнёрстве с Государственным Дарвиновским музеем.
Работа выставки будет продолжена после снятия ограничений, вызванных распространением коронавируса. По вопросу посещения выставки людьми с инвалидностью можно связаться с Экскурс-бюро: 8 (499) 134-61-24. Подробная информация о доступности музея и адаптированных экскурсиях для всех групп инвалидности представлена на официальном сайте музея
Последние новости

15.07.25
Как бесплатная служба «Робин Онлайн» помогает незрячим…В российской столице сегодня реализуется социально значимый проект «Робин Онлайн Помощь», призванный поддержать незрячих, слабовидящих…

14.07.25
Технологии без границ: как Россия создаёт будущее реабилитационной…10-11 июля в московском кластере «Ломоносов» прошёл юбилейный X Национальный форум реабилитационной индустрии и универсального дизайна…

11.07.25
Второй день форума «Надежда на технологии»: инклюзия…Сегодня, 11 июля, в московском кластере «Ломоносов» продолжает работу X Национальный форум реабилитационной индустрии и универсального…

10.07.25
«Надежда на технологии»: в Москве открылся X Национальный…Сегодня, 10 июля 2025 года, в столичном кластере «Ломоносов» начал работу юбилейный X Национальный форум реабилитационной индустрии…

09.07.25
Будущее протезно-ортопедической отрасли: рост рынка,…9 июля в Москве стартовала большая неделя реабилитационной индустрии. В течении трёх дней в столице будет проходить II Всероссийский…

09.07.25
В Москве стартовал II Всероссийский съезд специалистов…Сегодня в столице начал работу II Всероссийский съезд специалистов протезно-ортопедической отрасли «Технологии НейроМедтехники». Мероприятие,…

08.07.25
«Юрюзань-2025»: в Башкирии стартует инклюзивный фестиваль…С 9 по 14 июля в Салаватском районе Башкортостана, на территории геопарка «Янган-тау», состоится XII Всероссийский фестиваль спортивного…

07.07.25
Завершается регистрация на Всероссийский Съезд специалистов…Завтра, 8 июля в 13:00 заканчивается регистрация на II Всероссийский Съезд специалистов протезно-ортопедической отрасли «Технологии…

07.07.25
«Надежда на технологии»: не пропустите главный форум…Уже через несколько дней, 10–11 июля в Москве состоится X Национальный форум реабилитационной индустрии и универсального дизайна «Надежда…