Российские школы переведут на инклюзивное образование

13 февраля Комитет Госдумы по охране здоровья в первом чтении одобрил правительственный законопроект, закрепляющий право детей с инвалидностью на поддержку со стороны общеобразовательных учреждений. Так, в законе закрепят помощь тьюторов, а понятие «умственная отсталость» заменят на более нейтральное «нарушение интеллекта».
По данным Росстата, в России живёт почти 722 тысячи детей с инвалидностью. Некоторые из них учатся в обычных общеобразовательных школах или хотят в них учиться, чтобы на равных общаться со сверстниками. Среди особенных учеников встречаются дети с нарушениями речи, проблемами зрения и слуха, органическими поражениями нервной системы и рядом других нозологий. Правительство хочет внести изменения в действующий Закон «Об образовании», чтобы лучше защитить их права.
Согласно предложенному законопроекту, учебные заведения позаботятся о том, чтобы школьники с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья получили необходимую поддержку. Для этого Правительство предлагает включить в список учеников, которые нуждаются в специальных условиях внутри учебного заведения, детей-инвалидов. Законопроект обяжет школы создавать для них соответствующие условия в своих стенах.
В настоящее время подобные обязательства для общеобразовательных учреждений предусмотрены только нормативными актами.
Когда законопроект будет принят, на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создадут соответствующие комиссии, которые будут выявлять особенных школьников и давать рекомендации о том, как организовать каждому из них учебный процесс.
Кроме того, Правительство предлагает уточнить обязанности учителей при работе с такими школьниками. В частности, педагоги должны будут учитывать особенности психофизического развития школьников и состояние их здоровья при выборе учебной программы или при воспитательных процессах.
Перечень условий, необходимых для обучения детей с особенностями здоровья, включает в себя адаптированные образовательные программы, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, специальные учебники, услуги помощника, тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, беспрепятственный доступ в школу и многое другое.
Примечательно, что ранее в перечне специальных условий не было тьюторов, хотя подзаконные акты предусматривают введение в штат школ такого специалиста. Какие бы ни были особенности здоровья у ребенка, тьютор поможет включить подопечного в учебный процесс, будет рядом на уроках и переменах.
Законопроект также предлагает заменить термин «умственно отсталый» по отношению к ученику. Такое словосочетание, по мнению законотворцев, заведомо ограничивает возможности детей с таким диагнозом в успешной социализации. Его предлагается заменить на более нейтральное обозначение «нарушение интеллекта». Кроме прочего, изменения помогут защитить и персональные данные ребёнка – медицинский диагноз нельзя будет разглашать третьим лицам.
По словам главы Комитета Госдумы по охране здоровья Бадмы Башанкаева, за последние десять лет дети с ограничениями здоровья стали более социально адаптированы. Многие из них предпочитают обучаться в обычных школах, благодаря современным стандартам инклюзии. Одобренный комитетом законопроект – это, по сути, механизм создания условий для полноценного обучения детей с особенностями физического, психического или психологического развития во всех общеобразовательных учреждениях страны, уверен парламентарий. Его слова приводит «Парламентская газета».
Последние новости

20.03.25
Мозг может компенсировать потерю слуха: открытие, которое…Ученые из Медицинской школы Кека при Университете Южной Калифорнии, совместно с коллегами из Медицинского колледжа Бейлора в Хьюстоне…

19.03.25
Социальные выплаты инвалидам и ветеранам защитят от…Госдума рассмотрит законопроект, который предусматривает защиту социальных выплат инвалидам от взысканий по исполнительным производствам.…

18.03.25
«Импульс добра»: стартовал прием заявок на премию для…Открыт прием заявок на Всероссийскую Премию «Импульс добра», которая отмечает вклад в развитие и популяризацию социального предпринимательства.…

17.03.25
Новые меры поддержки для семей с детьми-инвалидами:…Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обучающихся в специализированных школах-интернатах на полном государственном обеспечении, смогут…

16.03.25
«Мы можем ВСЁ!»: ВОИ запустила конкурс видеороликов…10 марта 2025 года стартовал приём заявок на конкурс видеороликов «Мы можем ВСЁ!», организованный Всероссийским обществом инвалидов…

14.03.25
Нейротехнологии в профориентации: как помочь школьникам…12 марта в рамках марафона вебинаров для педагогов и руководителей образовательных учреждений состоялась очередная онлайн-встреча «Нейронет.…

13.03.25
Минтруд утвердит единый стандарт ранней помощи детям…В Министерстве труда и социальной защиты разработан проект единого стандарта для оказания ранней помощи детям. Об этом 11 марта сообщил…

12.03.25
Срок оборота немаркированных средств реабилитации продлён…Правительство РФ продлило срок оборота немаркированных средств реабилитации вплоть до 31 августа 2025 года. Соответствующее постановление…

11.03.25
Ополченцы Донбасса и ветераны СВО с инвалидностью получат…Президент России Владимир Путин подписал указ от 10 марта 2025 года № 137, согласно которому ополченцы Донбасса, получившие инвалидность…