Ребёнок с аутизмом – в первую очередь ребёнок. В Санкт-Петербурге произошел инцидент по вине работника парка

Жизнь человека с ментальной инвалидностью непроста сама по себе, и его адаптация в обществе требует особого подхода и внимания. Ведь понять, что перед вами человек с инвалидностью, на первый взгляд, получается не у всех. Это влечёт за собой неприятные инциденты в самых разных сферах.
Так, на днях в Санкт-Петербурге, ребёнка с аутизмом и его маму прогнал с пристани сотрудник парка на Елагином острове.
Людмила, мама мальчика с аутизмом, утверждает, что охранник парка велел им «проваливать», а когда услышал, что у ребенка аутизм, заявил, что «таких детей усыплять надо» и «нечего заполнять планету больными». Кассир лодочной станции, ставшая свидетелем происшествия, посоветовала им сидеть дома «раз ребенок такой».
«Не успела я сказать, что мы хотим просто посидеть, а я сейчас все оплачу и мы наденем жилеты, как перед нами выросли метла и парень лет двадцати, который начал орать. Он тут же начал нас выгонять, махать шваброй перед ребенком, несколько раз ему попал по ногам. Сын очень испугался», — возмущается петербурженка.
По словам Игоря Леонидовича Шпицберга, всю свою профессиональную жизнь посвятившего реабилитации людей с аутизмом, такие случаи в его практике не редкость. Это связано с ментальным характером инвалидности, который очень часто делает поведение таких людей необычным или даже вызывающим, с точки зрения обычного человека.
Игорь Шпицберг знает об этом больше, чем кто-либо другой. В России он – один из лучших коррекционных педагогов и психологов в сфере помощи людям с расстройством аутистического спектра. Его центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» помогает социализироваться и жить полноценной жизнью десяткам тысяч детей.
Об особенностях ментальной инвалидности и о том, как защитить права людей с аутизмом, Игорь Шпицберг рассказал корреспонденту портала «Реабилитационная индустрия России».
– Здравствуйте, Игорь Леонидович! Вы слышали про недавнюю историю в Санкт-Петербурге, где охранник парка буквально выгнал метлой пятилетнего ребёнка с аутизмом и его мать с пристани? Скажите, как часто дети с аутизмом сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей, влекущем за собой нарушение их прав?
– Как правило, люди с аутизмом сталкиваются с непониманием со стороны обычных людей достаточно часто. Это касается не только детей и не только РАС. С непониманием сталкиваются все люди с ментальной инвалидностью всех возрастных групп. К сожалению, этого невозможно избежать полностью. Аутизм во всём мире не просто так называют «невидимой инвалидностью», ведь определить его у человека с первого взгляда очень трудно.
Например, увидев человека на инвалидной коляске или с белой тростью, мы сразу понимаем, с кем столкнулись и какие ограничения он испытывает. Когда же мы встречаем ребенка с аутизмом (с виду обычного ребенка), который бегает и кричит, то можем подумать, что это простой ребёнок, который плохо себя ведёт. Из-за этого часто возникают неприятные инцидент: люди начинают кричать на такого ребенка, ругать его родителей.
Ребёнок с аутизмом также ограничен в возможностях, как, например, ребёнок на кресле-коляске, но окружающее обычно не понимают этого и видят в нём просто невоспитанного хулигана.
Случай, который произошёл в Санкт-Петербурге, абсолютно чудовищный, немыслимый для современного общества. Но я сомневаюсь, что тот охранник с метлой с таким же упорством выгонял бы, например, ребёнка на инвалидной коляске. Скорее всего, он просто не сразу понял, с кем имеет дело, потому что ментальная инвалидностью не так очевидна для окружающих.
– А как должен был поступить охранник? Как вообще оказывать ситуационную помощь людям с аутизмом?
– Главное, понимать их особенности. Когда мы видим человека с нарушением опорно-двигательного аппарата, человека на коляске, то мы понимаем, что ему нужно освободить дорогу, помочь переехать через какой-то порог. А чем помочь человеку с ментальной инвалидностью – понять сложнее. Если речь идёт о ребёнке, то самое простое решение – спросить об этом у его родителей. Возможно, помощь не требуется, нужно просто позволить им делать то, что ему нужно. Даже если это странно выглядит. Конечно, речь идет о ситуациях, когда поведение ребенка с аутизмом не сильно мешает другим людям. Если такая проблема есть, то необходимо учесть потребности и ребенка, и других людей, найти компромисс. Родители ребенка с аутизмом, как правило, знают, как это можно сделать лучше, нужно спросить у них.
– Скажите, а что поможет избежать ситуаций, подобной той, которая произошла в Санкт-Петербурге?
– Просвещение. Надо, чтобы не только отдельные специалисты, но и общество в своей массе понимало потребности и особенности людей с ментальной инвалидностью. Вообще, очень важно осознавать, что мы не делимся на людей с инвалидностью и без. Все люди – просто люди. Просто кто-то ходит, а кто-то не может. Кто-то видит, кто-то нет. Также и люди с аутизмом – кто-то может справиться со своими эмоциями, а кто-то не может. Ребёнок с аутизмом часто не может тихо сидеть на одном месте: он будет бегать и невольно привлекать к себе внимание. Каждый из нас такой, какой он есть. И если мы осознаем эти особенности, мы будем с большим пониманием и уважением относиться друг к другу и, в конечном счёте, будем больше уважать сами себя.
– Как вы считаете, как помочь сотрудникам сферы социальных и коммерческих услуг корректнее взаимодействовать с людьми с аутизмом?
– Обучение специалистов самого разного профиля навыкам взаимодействия с людьми с ментальной инвалидностью – одна из ключевых задач успешной инклюзии. Эта категория людей с инвалидностью нуждается в дополнительном понимании и сопровождении. Поэтому очень важно, чтобы люди, оказывающие те или иные услуги, понимали, как выстраивать с ними коммуникации. Самое главное в инклюзивном общении помнить, что человек с инвалидностью – в первую очередь человек. Ребёнок с инвалидностью или нарушениями в развитии – в первую очередь ребёнок, и он нуждается ровно в том же, в чём нуждается любой другой обычный ребёнок. Однако, для этого ему может потребоваться помощь. Важно понимать, как и в чем мы можем помочь. А для этого необходимо понимать особенности восприятия внешнего мира, мышления и деятельности такого человека.
– Люди каких профессий сегодня должны обладать навыками корректного общения с людьми с инвалидностью?
– Центр реабилитации «Наш солнечный мир» уже более 30 лет обучает людей самых различных профессий особенностям взаимодействия с детьми с аутизмом. Мы рассказываем врачам, как правильно провести осмотр ребёнка, чтобы он не убегал и позволил совершить с собой необходимые манипуляции, объясняем учителям, как можно обучать ребёнка и как строить коммуникацию в процессе учёбы. Обучаем тьюторов, которые сопровождают детей в образовательных учреждениях. Готовим руководителей кружков и творческих студий всех направлений культуры к работе с особенными детьми, обучаем тренеров в спортивных секциях, чтобы сделать спорт доступней для таких детей. Учим пожарных, как эвакуировать людей любого возраста с ментальной инвалидностью в случае пожара. Объясняем полицейским, как отличить человека с ментальной инвалидностью от правонарушителя. По целому ряду направлений мы проводим обучение для транспортных служб, службы занятости населения, вожатых летних лагерей и тд. Наша миссия – сделать так, чтобы все сферы жизни обычного человека стали доступны для людей с любой формой инвалидности. А доступность обеспечивается, в первую очередь, за счёт грамотного и обученного персонала.
– Что делать, если права человека с ментальной инвалидностью нарушены? Куда обратиться? Кому звонить?
В России сегодня ведётся большая работа, чтобы люди с инвалидностью могли чувствовать себя полноценными гражданами страны, их права защищались, а к ним самим относились с пониманием и уважением. Если где-то в отношении человека с инвалидностью было совершено правонарушение, то он или его близкие могут пожаловаться в соответствующую инстанцию, например, в полицию. Если нарушены права ребёнка, то можно обратиться к уполномоченному по правам ребёнка – региональному или даже федеральному. Кроме того, часто на помощь приходят СМИ, которые помогают освещать нарушения прав людей с инвалидностью.
– Где можно узнать, как правильно общаться с людьми с аутизмом или оказывать им услуги?
– Можно обратиться в Центр «Наш солнечный мир» или просто зайти нанаш сайт: https://solnechnymir.ru. У нас в публичном доступе огромное количество информации. Это методические пособия по обеспечению доступности всех сфер жизни для человека с аутизмом, рекомендации по сопровождаемому трудоустройству и по «ясному языку» (так называется форма коммуникации с людьми с ментальной инвалидностью).
Эта информация доступна и бесплатна для всех. А если вы специалист, который хочет научится основам инклюзивной коммуникации, то можете прямо обратиться в наш центр. Мы всегда поможем.
***
После того, как охранник в Центральном парке культуры и отдыха на Елагином острове решил шваброй прогнать ребёнка с аутизмом, в пресс-службе парка пообещали провести тренинг с сотрудниками. Работникам парка расскажут об особенностях коммуникации и оказании услуг посетителям с инвалидностью.
«Мы обязательно проведём тренинг со всеми сотрудниками парка об особенностях коммуникации с разными категориями посетителей, чтобы свести к минимуму возникновение подобных ситуаций», — сообщили в пресс-службе ЦПКиО имени Кирова.
Подобные случаи, добавили представители парка, «недопустимы и свидетельствуют о слабой информированности граждан об этике взаимодействия с людьми, которые живут с ментальными особенностями».
Последние новости

14.02.25
Фестиваль-форум для людей с инвалидностью и ветеранов…27 февраля 2025 года в ТРЦ «Акварель» (Пушкинский городской округ) состоится второй Фестиваль-форум «О спорт, ты МИР!». Его проводит…

13.02.25
«Робин Онлайн Помощь»: в Москве работает сервис поддержки…Лаборатория «Сенсор-Тех» в начале 2025 года запустила новую службу – «Робин Онлайн Помощь: Москва». Проект призван помогать жителям…

11.02.25
В США разработали революционный протез сетчатки для…Американская компания Science Corporation, известная как один из ключевых конкурентов Neuralink Илона Маска, завершила работу над ретинальным…

10.02.25
РЖД вводит новые правила бронирования мест для маломобильных…С 3 февраля 2025 года в РЖД расширяется список лиц, имеющих право заранее бронировать места, предназначенные для инвалидов. Теперь…

06.02.25
Ожившие монеты Цезаря и Македонского: в Москве посетители…Уникальная экспозиция в российской столице позволила любителям культуры в буквальном смысле потрогать историю. Экспонаты выставки,…

05.02.25
В Эрмитаже представили тактильные копии шедевров китайского…В главном музее России стартовал IV инклюзивный фестиваль, где искусство Китая можно не только увидеть, но и потрогать руками. В залах,…

05.02.25
Автоматическое назначение пенсий по инвалидности для…С 3 февраля 2024 года вступили в силу важные изменения в пенсионном законодательстве, касающиеся назначения пенсий по инвалидности…

04.02.25
Как инвалиду бесплатно получить квартиру: пошаговое…В России государство предоставляет различные меры социальной поддержки для льготных категорий граждан, включая возможность получения…

03.02.25
В России разработано первое приложение для диагностики…Центр языка и мозга НИУ ВШЭ представил уникальное цифровое приложение для диагностики афазии – «АвтоРАТ». Это первый цифровой инструмент…