Москва, Павелецкая наб., 2с3 +7 (499) 550-10-36

Искусство, доступное для всех. Как адаптируют выставки для незрячих людей?

Инклюзия – один из ключевых трендов современной цивилизации. Человечество строит общество, которое в буквальном смысле должно быть доступно для всех. Это касается всех сфер жизни: трудоустройства, образования, услуг, досуга, путешествий. Не стала исключением и культура, причём не только современная. Многие музеи и отдельные проекты делают доступными экспонаты исторического наследия, чтобы с ними мог познакомиться каждый желающий, невзирая на ограничения здоровья.

Наиболее эффективный инструмент инклюзии в условиях любой экспозиции – это возможность тактильного контакта. Она позволяет познакомиться с экспонатом практически любому человеку, в том числе тотально слепому и даже слепоглухому.

Во многих европейских музеях посетителям с инвалидностью по зрению выдают поэтажные рельефные планы, предоставляют аудиогиды и буклеты к выставкам, напечатанные шрифтом Брайля. Некоторые идут ещё дальше.

Так, в знаменитой флорентийской Галерее Уффици в экспозиции размещены тактильные копии картин Леонардо да Винчи и Боттичелли. В большинстве музеев Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции и Великобритании и вовсе созданы специальные галереи для тактильного просмотра и разработаны тифломаршруты. Некоторые из них организуют специальные триггер-зоны в радиусе 1,5 метров от объектов, чтобы посетитель мог самостоятельно передвигаться в помещении музея без закольцованного маршрута, используя аудиогид.

Рельефные полноцветные копии картин можно увидеть в экспозиции Миланской пинакотеки Брера. Они выполнены методом послойного напыления и, как правило, располагаются в непосредственной близости от оригинала. Такие экспонаты имеют свободный доступ для тактильного контакта и специально размещены под наклоном для более удобного взаимодействия с ними.

Набирают популярность и так называемые «звуковые открытки». Например, в Национальной галерее Лондона был отработан масштабный проект виртуального музея с картинами, переведенными в рельефно-графический формат. Файлы с этими картинами были размещены на сайте музея, в рубрике для особых посетителей, каждая сопровождалась тифлокомментариями. Сейчас, правда, ссылка на тактильную галерею недоступна, но ещё пару лет назад она пользовалась популярностью.

В итальянском городе Болонье силами института реабилитации слепых был создан целый тактильный музей – Anteros. Сегодня в его экспозиции насчитывается уже более 40 рельефных картин – копий знаменитых полотен представителей итальянского Ренессанса. Музей использует технологию термоформования и создания гипсовых моделей. Это весьма удачный подход: материал приятен на ощупь, он придаёт четкие контуры, благодаря чему все объекты легко распознаются.

Тактильный музей для слепых есть и в Афинах. Экспозиция составлена из копий классических оригиналов, передающих древнюю культуру Греции. Кроме них, в музее можно увидеть и прикоснуться к скульптурам, которые изготовили незрячие люди.

Мраморные скульптуры, а также рельефы можно потрогать и в музее Торвальдсен в датском Копенгагене. Здесь правда, к незрячему посетителю есть требование – его обязательно должен сопровождать человек без нарушения зрения, который поможет свободно передвигаться по музею.

Но одним из самых образцовых в сфере доступной среды музеев остаётся парижский Лувр. В Лувре разработаны полномасштабные тактильные станции, которые целиком отражают все принципы и требования современного универсального дизайна. Они дают наиболее полную информацию о предмете, объекте или явлении.

Россия тоже активно перенимает западный опыт, а кое в чём экспериментирует и самостоятельно. Так, московскиеДарвиновский иИсторический музеи разместили у себя тактильные экспозиции в рамках сотрудничества с проектом «Трогательная история». Незрячие посетители этих выставок смогли прикоснуться к самым разным экспонатам, от средневековых барельефов, до копий доисторических артефактов из коллекции ГИМа.

В 2024 году в России стартовал масштабный проект «Трогательная история «Искусство на монетах», в рамках которого изготавливаются высокоточные модели наиболее интересных и дорогих монет, представляющих большую историческую ценность.

Копии создаются методом исторической реконструкции. Они обладают целым рядом преимуществ по сравнению с оригиналом, который часто сильно испорчен временем и выглядит совершенно не так, как в те далёкие времена, когда его изготовили.

Историческая реконструкция позволяет воссоздать первозданный вид древнего артефакта, в том числе подробные изображения обеих сторон античных и средневековых монет. О том, как это происходит читайте в нашем обзоре «История, доступная для всех. Как создаются тактильные модели старинных монет?».

Все модели проекта «Трогательная история «Искусство на монетах» доступны для тактильного контакта – их можно не только смотреть, но и трогать. Это позволяет более тщательно изучить старинные артефакты, в том числе людям с ограниченным зрением и даже полностью незрячим.

Экспонаты проекта ломают стереотипы о выставках. То, что нельзя в большинстве музеев – прикасаться к ценным реликвиям – здесь можно и нужно делать. Именно для этого и создаются модели: чтобы каждый посетитель смог прикоснуться к истории. В буквальном смысле.

Первая выставка проекта «Трогательная история «Искусство на монетах» пройдёт уже в октябре в стенах Музея Финансового университета, расположенного по адресу: Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2.

Экспозиция будет интересна всем любителям истории. В коллекции проекта представлены тактильные копии античных монет, выполненные методом научной реконструкции в увеличенном формате.

Наибольшую пользу от посещения выставки смогут извлечь студенты и преподаватели финансового, экономического и исторического направлений, историки-любители и профессионалы, а также люди с инвалидностью всех нозологий – экспозиция будет максимально оборудована доступной средой.

В ближайшем будущем проект «Трогательная история «Искусство на монетах» будет реализовываться в формате выставки и на других московских площадках. Экспонаты можно использовать для различных форм образования посетителей всех возрастных категорий, как при самостоятельном осмотре экспозиции, так и посредством публичных лекций, мастер-классов, перфомансов и других форм обучения.

Проект реализует команда специалистов Ассоциации «АУРА-Тех» при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы, а также ряда других партнёров.

 

 

Последние новости

14.02.25

Фестиваль-форум для людей с инвалидностью и ветеранов…

27 февраля 2025 года в ТРЦ «Акварель» (Пушкинский городской округ) состоится второй Фестиваль-форум «О спорт, ты МИР!». Его проводит…

13.02.25

«Робин Онлайн Помощь»: в Москве работает сервис поддержки…

Лаборатория «Сенсор-Тех» в начале 2025 года запустила новую службу – «Робин Онлайн Помощь: Москва». Проект призван помогать жителям…

11.02.25

В США разработали революционный протез сетчатки для…

Американская компания Science Corporation, известная как один из ключевых конкурентов Neuralink Илона Маска, завершила работу над ретинальным…

10.02.25

РЖД вводит новые правила бронирования мест для маломобильных…

С 3 февраля 2025 года в РЖД расширяется список лиц, имеющих право заранее бронировать места, предназначенные для инвалидов. Теперь…

06.02.25

Ожившие монеты Цезаря и Македонского: в Москве посетители…

Уникальная экспозиция в российской столице позволила любителям культуры в буквальном смысле потрогать историю. Экспонаты выставки,…

05.02.25

В Эрмитаже представили тактильные копии шедевров китайского…

В главном музее России стартовал IV инклюзивный фестиваль, где искусство Китая можно не только увидеть, но и потрогать руками. В залах,…

05.02.25

Автоматическое назначение пенсий по инвалидности для…

С 3 февраля 2024 года вступили в силу важные изменения в пенсионном законодательстве, касающиеся назначения пенсий по инвалидности…

04.02.25

Как инвалиду бесплатно получить квартиру: пошаговое…

В России государство предоставляет различные меры социальной поддержки для льготных категорий граждан, включая возможность получения…

03.02.25

В России разработано первое приложение для диагностики…

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ представил уникальное цифровое приложение для диагностики афазии – «АвтоРАТ». Это первый цифровой инструмент…

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.