Искусство, доступное для всех. Как адаптируют выставки для незрячих людей?
Инклюзия – один из ключевых трендов современной цивилизации. Человечество строит общество, которое в буквальном смысле должно быть доступно для всех. Это касается всех сфер жизни: трудоустройства, образования, услуг, досуга, путешествий. Не стала исключением и культура, причём не только современная. Многие музеи и отдельные проекты делают доступными экспонаты исторического наследия, чтобы с ними мог познакомиться каждый желающий, невзирая на ограничения здоровья.
Наиболее эффективный инструмент инклюзии в условиях любой экспозиции – это возможность тактильного контакта. Она позволяет познакомиться с экспонатом практически любому человеку, в том числе тотально слепому и даже слепоглухому.
Во многих европейских музеях посетителям с инвалидностью по зрению выдают поэтажные рельефные планы, предоставляют аудиогиды и буклеты к выставкам, напечатанные шрифтом Брайля. Некоторые идут ещё дальше.
Так, в знаменитой флорентийской Галерее Уффици в экспозиции размещены тактильные копии картин Леонардо да Винчи и Боттичелли. В большинстве музеев Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции и Великобритании и вовсе созданы специальные галереи для тактильного просмотра и разработаны тифломаршруты. Некоторые из них организуют специальные триггер-зоны в радиусе 1,5 метров от объектов, чтобы посетитель мог самостоятельно передвигаться в помещении музея без закольцованного маршрута, используя аудиогид.
Рельефные полноцветные копии картин можно увидеть в экспозиции Миланской пинакотеки Брера. Они выполнены методом послойного напыления и, как правило, располагаются в непосредственной близости от оригинала. Такие экспонаты имеют свободный доступ для тактильного контакта и специально размещены под наклоном для более удобного взаимодействия с ними.
Набирают популярность и так называемые «звуковые открытки». Например, в Национальной галерее Лондона был отработан масштабный проект виртуального музея с картинами, переведенными в рельефно-графический формат. Файлы с этими картинами были размещены на сайте музея, в рубрике для особых посетителей, каждая сопровождалась тифлокомментариями. Сейчас, правда, ссылка на тактильную галерею недоступна, но ещё пару лет назад она пользовалась популярностью.
В итальянском городе Болонье силами института реабилитации слепых был создан целый тактильный музей – Anteros. Сегодня в его экспозиции насчитывается уже более 40 рельефных картин – копий знаменитых полотен представителей итальянского Ренессанса. Музей использует технологию термоформования и создания гипсовых моделей. Это весьма удачный подход: материал приятен на ощупь, он придаёт четкие контуры, благодаря чему все объекты легко распознаются.
Тактильный музей для слепых есть и в Афинах. Экспозиция составлена из копий классических оригиналов, передающих древнюю культуру Греции. Кроме них, в музее можно увидеть и прикоснуться к скульптурам, которые изготовили незрячие люди.
Мраморные скульптуры, а также рельефы можно потрогать и в музее Торвальдсен в датском Копенгагене. Здесь правда, к незрячему посетителю есть требование – его обязательно должен сопровождать человек без нарушения зрения, который поможет свободно передвигаться по музею.
Но одним из самых образцовых в сфере доступной среды музеев остаётся парижский Лувр. В Лувре разработаны полномасштабные тактильные станции, которые целиком отражают все принципы и требования современного универсального дизайна. Они дают наиболее полную информацию о предмете, объекте или явлении.
Россия тоже активно перенимает западный опыт, а кое в чём экспериментирует и самостоятельно. Так, московскиеДарвиновский иИсторический музеи разместили у себя тактильные экспозиции в рамках сотрудничества с проектом «Трогательная история». Незрячие посетители этих выставок смогли прикоснуться к самым разным экспонатам, от средневековых барельефов, до копий доисторических артефактов из коллекции ГИМа.
В 2024 году в России стартовал масштабный проект «Трогательная история «Искусство на монетах», в рамках которого изготавливаются высокоточные модели наиболее интересных и дорогих монет, представляющих большую историческую ценность.
Копии создаются методом исторической реконструкции. Они обладают целым рядом преимуществ по сравнению с оригиналом, который часто сильно испорчен временем и выглядит совершенно не так, как в те далёкие времена, когда его изготовили.
Историческая реконструкция позволяет воссоздать первозданный вид древнего артефакта, в том числе подробные изображения обеих сторон античных и средневековых монет. О том, как это происходит читайте в нашем обзоре «История, доступная для всех. Как создаются тактильные модели старинных монет?».
Все модели проекта «Трогательная история «Искусство на монетах» доступны для тактильного контакта – их можно не только смотреть, но и трогать. Это позволяет более тщательно изучить старинные артефакты, в том числе людям с ограниченным зрением и даже полностью незрячим.
Экспонаты проекта ломают стереотипы о выставках. То, что нельзя в большинстве музеев – прикасаться к ценным реликвиям – здесь можно и нужно делать. Именно для этого и создаются модели: чтобы каждый посетитель смог прикоснуться к истории. В буквальном смысле.
Первая выставка проекта «Трогательная история «Искусство на монетах» пройдёт уже в октябре в стенах Музея Финансового университета, расположенного по адресу: Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2.
Экспозиция будет интересна всем любителям истории. В коллекции проекта представлены тактильные копии античных монет, выполненные методом научной реконструкции в увеличенном формате.
Наибольшую пользу от посещения выставки смогут извлечь студенты и преподаватели финансового, экономического и исторического направлений, историки-любители и профессионалы, а также люди с инвалидностью всех нозологий – экспозиция будет максимально оборудована доступной средой.
В ближайшем будущем проект «Трогательная история «Искусство на монетах» будет реализовываться в формате выставки и на других московских площадках. Экспонаты можно использовать для различных форм образования посетителей всех возрастных категорий, как при самостоятельном осмотре экспозиции, так и посредством публичных лекций, мастер-классов, перфомансов и других форм обучения.
Проект реализует команда специалистов Ассоциации «АУРА-Тех» при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы, а также ряда других партнёров.
Последние новости
07.10.24
Предложения компаний «Нейронет» войдут в новый национальный…Продукты и решения компаний, относящихся к индустрии «Нейронет», предложено включить в национальный проект технологического лидерства…
04.10.24
Позвони по видео и получи помощь волонтёра: новая служба…В России появился новый сервис для граждан с инвалидностью по зрению. Лаборатория «Сенсор-Тех», известная тем, что разрабатывает нейроимпланты,…
03.10.24
Интернет в помощь: получить услуги, не выходя из домаРазвитие инновационных технологий дарит все больше возможностей для людей с инвалидностью. Мы привыкли сетовать на судьбу и говорить…
02.10.24
«Под Золотыми куполами»: в Суздале прошёл межрегиональный…С 23 по 25 сентября в Суздале состоялось крупное мероприятие Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) в сфере реабилитации – межрегиональный…
30.09.24
Искусство, доступное для всех. Как адаптируют выставки…Инклюзия – один из ключевых трендов современной цивилизации. Человечество строит общество, которое в буквальном смысле должно быть…
27.09.24
Столичные пенсионеры могут улучшить здоровье и научиться…Международная академия нутрициологии совместно с Московским городским педагогическим университетом открывает набор на бесплатное обучение…
27.09.24
Услышать фото: как современный незрячий человек может…Визуальный контент продолжает играть важную роль в формировании нашего мультимедийного времени.
27.09.24
Властям предложили выделять втрое больше денег на содержание…В Государственной Думе рассматривается законопроект об увеличении компенсации на содержание собак-проводников. Сумму хотят увеличить…
26.09.24
«Сова Афины» – международная валюта АнтичностиАфины – один из ключевых древнейших городов мира. Современная столица Греции была могущественным полисом уже в мифические времена троянской…