Гравюры – деревянные и металлические «картины» средневековых художников о людях с инвалидностью и средствах реабилитации

Гравировка или гравирование – это один из древнейших инструментов живописи, к которому художники прибегают для реализации своих творческих задач. С его помощью в Средние века на бумаге тиражировались рисунки, орнаменты, узоры и буквы. А до изобретения печати к гравировке часто прибегали для изготовления книг.
Гравирование в классическом понимание – это нанесение изображения на поверхность металла, камня, дерева или стекла с помощью резца. В современном мире его часто заменяет лазер или кислоты, с помощью которых рисунки вытравливают на стекле и металле.
В Средние века гравюры, созданные художниками вручную, позволяли переносить изображение с оригинального деревянного или железного «холста» на бумагу и таким образом тиражировать его в книгах, свитках и рукописях.
Сложно определить исторический период, в котором человечество стало пользоваться гравированием. Зачатки этого искусства археологи обнаруживали в античном мире, а позднее в Японии и в Китае.
Впервые широкое распространение гравюры получили в Европе в XIV – XV веках. Причём сначала применялась выпуклая гравюра, а углублённая стала использоваться позднее.
Для передачи изображения на бумагу с помощью выпуклой гравюры – краска наносится на её выпуклые части, всегда находящиеся в одной плоскости. Соответственно, на углублённых гравюрах краской наполняются её углубления. И в том, и в другом случае качество получившегося на бумаге рисунка зависит от точности самой гравюры, качества краски и мастерства гравировщика.
Самая древняя дошедшая до нас средневековая гравюра датируется 1423 годом. Она изображает, раскрашенного вручную, святого Христофора и является частью переплета рукописи Laus Virginis (1417 г.).
Впрочем, есть все основания предполагать, что и ранее в Нидерландах и Германии создавались печатные ксилографии – так называются простейшие гравюры на досках. Такие рисунки носили, как правило, религиозный характер – передавали сюжеты Евангелия, Ветхого Завета или жития святых. Большинство снабжались пояснительным текстами, дающими отсылки к передаваемой на картине истории. По всей вероятности, получив сначала широкое распространение в северной Европе, мастерство гравирования затем перешло в Италию и Францию.
Рисунки, тиражируемые с помощью гравюр, сделали средневековые книги гораздо доступней в сравнении с более древними, в которых все иллюстрации выполнялись вручную. Технологически, гравирование было явным предшественником печати, и с его массового распространения в Европе – изобретение книгопечатания стало лишь вопросом времени.
Гравировка по сей день активно применяется, как в искусстве, так и в сугубо прагматичных целях. С её помощью защищают от подделки денежные банкноты, важные документы, чеки, облигации и всё, что требует высокого уровня оригинальности. Гравировка настолько устойчива к копированию, что обычный принтер не способен воссоздать детали изображения, тиражируемого с помощью выполненной вручную гравюры.
Что касается художественного применения, гравирование до сих пор популярно для украшения металлических изделий. Его наибольшее распространение и самый высокий уровень мастерства можно наблюдать в изготовлении металлического оружия, ювелирных изделий и музыкальных инструментов.
Впрочем, на большинстве производств гравирование давно заменено фрезеровкой или же наносится на изделие с помощью специальных гравировальных станков с ЧПУ. Но ручная форма этого мастерства тоже применяется и в некоторых областях её невозможно заменить до сих пор.
Познакомиться с историческими примерами гравюры посчастливилось всем москвичам и гостям столицы. Это можно было сделать прямо в дороге домой или работу, не выходя из метро. В холле станции московского метрополитена «Воробьёвы горы»до 23 декабря была открыта уникальная выставка, посвящённая истории реабилитации и поддержки людей с инвалидностью. Для всех пассажиров московского метрополитена посещение было полностью бесплатное.
Среди экспонатов коллекции были представлены средневековые гравюры, выполненные немецкими художниками в XVI веке при тиражировании книги знаменитого Франческо Петрарки. Наряду с ними можно познакомиться и с более поздними гравюрами, относящимися к XIX и XX веку, в частности, иллюстрирующим такие книги как венецианский «Словарь ремёсел».
Проект «Витрина истории на Воробьёвых горах» реализуется Центром развития социальных инноваций «Технологии возможностей» при поддержке Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры».
Узнать больше о проекте, прошедшей выставке и экспонатах экспозиции можно на официальном сайте виртуального музея Витрина истории: http://museum.social-tech.ru/
Последние новости

19.02.25
Стартовал прием заявок на XV Фестиваль социальных интернет-ресурсов…12 февраля 2025 года открылся прием заявок на участие в XV Фестивале социальных интернет-ресурсов «Мир равных возможностей», сообщает…

18.02.25
«История на кончиках пальцев»: тактильная выставка…Обучение людей с нарушениями зрения требует особого подхода, где привычные визуальные методы заменяются тактильными и звуковыми инструментами.…

17.02.25
«Технологический суверенитет в креативных технологиях»:…12 февраля 2025 года состоялся вебинар, посвященный развитию отечественных технологий в образовании и промышленности. Мероприятие организовано…

14.02.25
Фестиваль-форум для людей с инвалидностью и ветеранов…27 февраля 2025 года в ТРЦ «Акварель» (Пушкинский городской округ) состоится второй Фестиваль-форум «О спорт, ты МИР!». Его проводит…

13.02.25
«Робин Онлайн Помощь»: в Москве работает сервис поддержки…Лаборатория «Сенсор-Тех» в начале 2025 года запустила новую службу – «Робин Онлайн Помощь: Москва». Проект призван помогать жителям…

11.02.25
В США разработали революционный протез сетчатки для…Американская компания Science Corporation, известная как один из ключевых конкурентов Neuralink Илона Маска, завершила работу над ретинальным…

10.02.25
РЖД вводит новые правила бронирования мест для маломобильных…С 3 февраля 2025 года в РЖД расширяется список лиц, имеющих право заранее бронировать места, предназначенные для инвалидов. Теперь…

06.02.25
Ожившие монеты Цезаря и Македонского: в Москве посетители…Уникальная экспозиция в российской столице позволила любителям культуры в буквальном смысле потрогать историю. Экспонаты выставки,…

05.02.25
В Эрмитаже представили тактильные копии шедевров китайского…В главном музее России стартовал IV инклюзивный фестиваль, где искусство Китая можно не только увидеть, но и потрогать руками. В залах,…