Москва, Павелецкая наб., 2с3 +7 (499) 550-10-36

Ребёнок с аутизмом – в первую очередь ребёнок. В Санкт-Петербурге произошел инцидент по вине работника парка

Жизнь человека с ментальной инвалидностью непроста сама по себе, и его адаптация в обществе требует особого подхода и внимания. Ведь понять, что перед вами человек с инвалидностью, на первый взгляд, получается не у всех. Это влечёт за собой неприятные инциденты в самых разных сферах.

Так, на днях в Санкт-Петербурге, ребёнка с аутизмом и его маму прогнал с пристани сотрудник парка на Елагином острове. 

Людмила, мама мальчика с аутизмом, утверждает, что охранник парка велел им «проваливать», а когда услышал, что у ребенка аутизм, заявил, что «таких детей усыплять надо» и «нечего заполнять планету больными». Кассир лодочной станции, ставшая свидетелем происшествия, посоветовала им сидеть дома «раз ребенок такой».

«Не успела я сказать, что мы хотим просто посидеть, а я сейчас все оплачу и мы наденем жилеты, как перед нами выросли метла и парень лет двадцати, который начал орать. Он тут же начал нас выгонять, махать шваброй перед ребенком, несколько раз ему попал по ногам. Сын очень испугался», — возмущается петербурженка.

По словам Игоря Леонидовича Шпицберга, всю свою профессиональную жизнь посвятившего реабилитации людей с аутизмом, такие случаи в его практике не редкость. Это связано с ментальным характером инвалидности, который очень часто делает поведение таких людей необычным или даже вызывающим, с точки зрения обычного человека.

Игорь Шпицберг знает об этом больше, чем кто-либо другой. В России он – один из лучших коррекционных педагогов и психологов в сфере помощи людям с расстройством аутистического спектра. Его центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» помогает социализироваться и жить полноценной жизнью десяткам тысяч детей.

Об особенностях ментальной инвалидности и о том, как защитить права людей с аутизмом, Игорь Шпицберг рассказал корреспонденту портала «Реабилитационная индустрия России».

– Здравствуйте, Игорь Леонидович! Вы слышали про недавнюю историю в Санкт-Петербурге, где охранник парка буквально выгнал метлой пятилетнего ребёнка с аутизмом и его мать с пристани? Скажите, как часто дети с аутизмом сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей, влекущем за собой нарушение их прав? 

– Как правило, люди с аутизмом сталкиваются с непониманием со стороны обычных людей достаточно часто. Это касается не только детей и не только РАС. С непониманием сталкиваются все люди с ментальной инвалидностью всех возрастных групп. К сожалению, этого невозможно избежать полностью. Аутизм во всём мире не просто так называют «невидимой инвалидностью», ведь определить его у человека с первого взгляда очень трудно.

Например, увидев человека на инвалидной коляске или с белой тростью, мы сразу понимаем, с кем столкнулись и какие ограничения он испытывает. Когда же мы встречаем ребенка с аутизмом (с виду обычного ребенка), который бегает и кричит, то можем подумать, что это простой ребёнок, который плохо себя ведёт. Из-за этого часто  возникают неприятные инцидент: люди начинают кричать на такого ребенка, ругать его родителей. 

Ребёнок с аутизмом также ограничен в возможностях, как, например, ребёнок на кресле-коляске, но окружающее обычно не понимают этого и видят в нём просто невоспитанного хулигана.

Случай, который произошёл в Санкт-Петербурге, абсолютно чудовищный, немыслимый для современного общества. Но я сомневаюсь, что тот охранник с метлой с таким же упорством выгонял бы, например, ребёнка на инвалидной коляске. Скорее всего, он просто не сразу понял, с кем имеет дело, потому что ментальная инвалидностью не так очевидна для окружающих.

– А как должен был поступить охранник? Как вообще оказывать ситуационную помощь людям с аутизмом?

– Главное, понимать их особенности. Когда мы видим человека с нарушением опорно-двигательного аппарата, человека на коляске, то мы понимаем, что ему нужно освободить дорогу, помочь переехать через какой-то порог. А чем помочь человеку с ментальной инвалидностью – понять сложнее. Если речь идёт о ребёнке, то самое простое решение – спросить об этом у его родителей. Возможно, помощь не требуется, нужно просто позволить им делать то, что ему нужно. Даже если это странно выглядит. Конечно, речь идет о ситуациях, когда поведение ребенка с аутизмом не сильно мешает другим людям. Если такая проблема есть, то необходимо учесть потребности и ребенка, и других людей, найти компромисс. Родители ребенка с аутизмом, как правило, знают, как это можно сделать лучше, нужно спросить у них.

– Скажите, а что поможет избежать ситуаций, подобной той, которая произошла в Санкт-Петербурге?

 – Просвещение. Надо, чтобы не только отдельные специалисты, но и общество в своей массе понимало потребности и особенности людей с ментальной инвалидностью. Вообще, очень важно осознавать, что мы не делимся на людей с инвалидностью и без. Все люди – просто люди. Просто кто-то ходит, а кто-то не может. Кто-то видит, кто-то нет. Также и люди с аутизмом – кто-то может справиться со своими эмоциями, а кто-то не может. Ребёнок с аутизмом часто не может тихо сидеть на одном месте: он будет бегать и невольно привлекать к себе внимание. Каждый из нас такой, какой он есть. И если мы осознаем эти особенности, мы будем с большим пониманием и уважением относиться друг к другу и, в конечном счёте, будем больше уважать сами себя.

– Как вы считаете, как помочь сотрудникам сферы социальных и коммерческих услуг корректнее взаимодействовать с людьми с аутизмом?

– Обучение специалистов самого разного профиля навыкам взаимодействия с людьми с ментальной инвалидностью – одна из ключевых задач успешной инклюзии. Эта категория людей с инвалидностью нуждается в дополнительном понимании и сопровождении. Поэтому очень важно, чтобы люди, оказывающие те или иные услуги, понимали, как выстраивать с ними коммуникации. Самое главное в инклюзивном общении помнить, что человек с инвалидностью – в первую очередь человек. Ребёнок с инвалидностью или нарушениями в развитии – в первую очередь ребёнок, и он нуждается ровно в том же, в чём нуждается любой другой обычный ребёнок. Однако, для этого ему может потребоваться помощь. Важно понимать, как и в чем мы можем помочь. А для этого необходимо понимать особенности восприятия внешнего мира, мышления и деятельности такого человека.

– Люди каких профессий сегодня должны обладать навыками корректного общения с людьми с инвалидностью?

– Центр реабилитации «Наш солнечный мир» уже более 30 лет  обучает людей самых различных профессий особенностям взаимодействия с детьми с аутизмом. Мы рассказываем врачам, как правильно провести осмотр ребёнка, чтобы он не убегал и позволил совершить с собой необходимые манипуляции, объясняем учителям, как можно обучать ребёнка и как строить коммуникацию в процессе учёбы. Обучаем тьюторов, которые сопровождают детей в образовательных учреждениях. Готовим руководителей кружков и творческих студий всех направлений культуры к работе с особенными детьми, обучаем тренеров в спортивных секциях, чтобы сделать спорт доступней для таких детей. Учим пожарных, как эвакуировать людей любого возраста с ментальной инвалидностью в случае пожара. Объясняем полицейским, как отличить человека с ментальной инвалидностью от правонарушителя. По целому ряду направлений мы проводим обучение для транспортных служб, службы занятости населения, вожатых летних лагерей и тд. Наша миссия – сделать так, чтобы все сферы жизни обычного человека стали доступны для людей с любой формой инвалидности. А доступность обеспечивается, в первую очередь, за счёт грамотного и обученного персонала.

– Что делать, если права человека с ментальной инвалидностью нарушены? Куда обратиться? Кому звонить?

В России сегодня ведётся большая работа, чтобы люди с инвалидностью могли чувствовать себя полноценными гражданами страны, их права защищались, а к ним самим относились с пониманием и уважением. Если где-то в отношении человека с инвалидностью было совершено правонарушение, то он или его близкие могут пожаловаться в соответствующую инстанцию, например, в полицию. Если нарушены права ребёнка, то можно обратиться к уполномоченному по правам ребёнка – региональному или даже федеральному. Кроме того, часто на помощь приходят СМИ, которые помогают освещать нарушения прав людей с инвалидностью.

– Где можно узнать, как правильно общаться с людьми с аутизмом или оказывать им услуги?

– Можно обратиться в Центр «Наш солнечный мир» или просто зайти нанаш сайт: https://solnechnymir.ru.  У нас в публичном доступе огромное количество информации. Это методические пособия по обеспечению доступности всех сфер жизни для человека с аутизмом, рекомендации по сопровождаемому трудоустройству и по «ясному языку» (так называется форма коммуникации с людьми с ментальной инвалидностью). 

Эта информация доступна и бесплатна для всех. А если вы специалист, который хочет научится основам инклюзивной коммуникации, то можете прямо обратиться в наш центр. Мы всегда поможем.

***

После того, как охранник в Центральном парке культуры и отдыха на Елагином острове решил шваброй прогнать ребёнка с аутизмом, в пресс-службе парка пообещали провести тренинг с сотрудниками. Работникам парка расскажут об особенностях  коммуникации и оказании услуг посетителям с инвалидностью.

«Мы обязательно проведём тренинг со всеми сотрудниками парка об особенностях коммуникации с разными категориями посетителей, чтобы свести к минимуму возникновение подобных ситуаций», — сообщили в пресс-службе ЦПКиО имени Кирова.

Подобные случаи, добавили представители парка, «недопустимы и свидетельствуют о слабой информированности граждан об этике взаимодействия с людьми, которые живут с ментальными особенностями».

 

Последние новости

15.03.24

Цены на важные лекарства возьмут на контроль

В этом году серьёзно изменится контроль за ценами на жизненно необходимые лекарства, следует из дорожной карты Росздравнадзора. Процесс…

14.03.24

Как оформить уход за нетрудоспособным человеком?

Если кто-то из ваших близких или друзей нуждается в постоянной заботе, вы можете оформить уход за нетрудоспособным гражданином, даже…

13.03.24

Электронный сертификат стал популярней благодаря маркетплейсам

Россияне с инвалидностью стали в два раза чаще использовать электронный сертификат для приобретения технических средств реабилитации,…

12.03.24

«Мы можем всё!»: стартовал творческий конкурс о достижениях…

Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) объявило о начале творческого конкурса по созданию видеороликов «Мы можем всё!». Конкурс призван…

12.03.24

Минтруд предлагает учитывать группу инвалидности при…

Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило постановление, согласно которому при приёме на работу людей с ОВЗ квота будет…

11.03.24

Перспективы рынка «Нейронет» в России: есть деньги,…

Стремительное развитие нейротехнологий в XXI веке привело к образованию целого рынка с собственной структурой и своими особенностями,…

07.03.24

«Импульс добра»: стартовал конкурс для социальных предпринимателей…

Фонд «Наше будущее» объявил о старте ежегодной Премии «Импульс добра», миссия которой – поощрять социальных предпринимателей, общественных…

06.03.24

Кешбэк для инвесторов и поддержка университетских проектов:…

Поддержка стартапов, запущенных молодыми учёными – студентами, аспирантами или преподавателями российских вузов, а также недавними…

05.03.24

Дети-инвалиды и инвалиды с детства, потерявшие отца…

Российские сенаторы и депутаты подготовили проект федерального закона, в рамках которого люди с инвалидностью, чей родитель погиб в…

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.