Образование для детей с аутизмом. Эксперты рассказали о техническом оснащении ресурсных классов и средствах обучения
2 апреля традиционно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Расстройства аутистического спектра являются врождённой особенностью человека и диагностируются в самом раннем возрасте – до трёх лет. Особый подход и усилия специалистов в первые годы жизни ребенка позволяют заложить основу для социализации, получить образование и построить комфортную, самостоятельную жизнь.
Ключом к умственным способностям любого ребёнка является система образования. Но в случае с детьми с аутизмом требуется специализированная программа, а педагоги должны иметь дополнительные знания. По мнению экспертов, в России уже есть научная база, на основе которой можно помочь с развитием и социализацией всем детям с расстройством аутистического спектра.
«Убеждена, что при наличии комплексного междисциплинарного подхода, где участвуют врачи профессионалы, где участвуют социальные работники, которые умеют работать с такой категорией детей, где есть подготовленные педагоги, которые способны совмещать одновременно и образовательную программу для обычных ребят и ребят с подобным диагнозом, ни один ребёнок не должен остаться без внимания», – считает Анна Митянина, Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге.
О мерах, принимаемых в Северной столице для реабилитации детей с аутизмом, она рассказала в ходе пресс-конференции в отделении ТАСС в Санкт-Петербурге, приуроченной к Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма.
Участники встречи обсудили также вопросы статистики и диагностики, оценили программы инклюзивного обучения. По словам Уполномоченной по правам ребёнка, к ней поступает множество обращений, которые касаются создания нормальных условий для образования детей с аутизмом.
В свою очередь, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Анна Грубская, заверила родителей и специалистов в том, что подобные условия в городе уже создаются и местами успешно реализованы. Она подробно рассказала об образовательных программах для детей с расстройством аутистического спектра, приведя в качестве примера практику ресурсных классов.
«Уже больше 7 лет в Санкт-Петербурге занимаются созданием ресурсных классов. Конечно, мы понимаем, что нужно решить сразу три основных вопроса. Необходимо подготовить педагогический коллектив, провести обучение и повышение квалификации для учителей. Нужно создать образовательное пространство, в котором дети будут себя чувствовать комфортно. Ну и, наконец, требуется провести определённую работу и с нормативно развивающимися детьми, а также с их родителями, чтобы картина сложилась воедино и помощь детям с расстройствами аутистического спектра и образовательный процесс для остальных детей совмещались в одной школе. Эту идею уже подхватили во многих школах Санкт-Петербурга, у нас уже 15 ресурсных классов для детей с аутизмом в 11 районах Петербурга», – поделилась Анна Грубская.
Создание ресурсных классов в Северной столице особенно актуально на фоне роста диагностированных случаев аутизма в стране и во всём мире. Эту тему в ходе своего выступления подчеркнул профессор кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Пашковский.
«Во всём мире статистика разная. По данным ВОЗ, каждый 136 ребёнок болен аутизмом. По статистике США, аутизмом страдает каждый 54 ребёнок. Если брать Россию, то у нас каждый 900 ребёнок имеет расстройства аутистического спектра. Но по Санкт-Петербургу эта статистика выше и продолжает увеличиваться», – рассказал Владимир Пашковский.
В Северной столице помощь людям с аутизмом оказывает благотворительный фонд«Антон тут рядом». В числе его благополучателей уже более 500 человек, взрослых и детей с аутизмом. В настоящее время фонд проводит масштабное социальное исследование, посвящённое опыту жизни людей с расстройством аутистического спектра. Эта работа, по задумке авторов, позволит изучить проблемы аутистов, предложить их родственникам какие-то новые решения и привлечь внимание общественности к этим вопросам.
Российские разработчики средств реабилитации тоже не отстают от врачей и учёных, предлагая различные устройства, программы и гаджеты, которые помогают социализации и развитию людей с аутизмом.
Одна из последних новинок – коммуникатор «Альберт», разработанный Лабораторией «Сенсор-Тех». Это специализированное приложение для общения людей с коммуникативными нарушениями. Приложение одинаково эффективно, как в домашних условиях, так и в образовательных, коррекционных и медицинских учреждениях.
Скачать приложение можно совершенно бесплатно в App Store: www.apple.co/398R8mf
Другой российский проект «AR Tutor - Обучение реальности» предлагает для детей с аутизмом интерактивное обучающее пособие с технологией дополненной реальности. Пособие представляет собой набор из 31 карточки с изображением предметов бытового назначения. Карточки можно скачать внутри приложения.
При наведении камеры смартфона или планшета на карточку, активируется дополненная реальность, и картинка трансформируется в анимацию, показывающую, как обращаться с предметом. Действие выполняется выбранным субъектом, а обстановка постоянно меняется. Анимация сопровождается дикторским текстом и стихотворениями.
На данный момент аудитория проекта составляет более 4 тысяч человек. Приложение используется как в специализированных центрах, так и для домашнего использования. Все материалы проекта доступны к бесплатному и беспрепятственному использованию при скачивании с сайта: www.artutor.ru
Создание ресурсных или коррекционных классов для детей с расстройством аутистического спектра – задача не самая простая. Ведь для организации рабочего места ребёнка с аутизмом должны применяться специализированные средства для коммуникации.
Подобное оборудование производит российская компания «Исток-Аудио» – один из отечественных лидеров на рынке реабилитационной продукции. Среди оборудования для ресурсных классов можно выделить:
– Коммуникационные планшеты (Indi, I-110 и другие) - генерирующие речь устройства с программным обеспечением для общения и обучения. Такие планшеты, как правило, оборудованы мощными динамиками, чтобы ребенка можно было услышать даже в шумной обстановке. С помощью планшета ребенок с РАС может отвечать на уроке, расширять словарный запас, добавляя новые карточки со словами, подкрепленные изображениями. Планшет можно использовать для выполнения заданий в обучающих программах.
– Реабилитационные айтрекеры (это могут быть комплексные системы-моноблоки или приставки-айтрекеры, которые подключаются к компьютеру). Эти устройства предназначены для коммуникации и обучения детей с нарушениями двигательных функций и обеспечивают возможность управления компьютером (ноутбуком, планшетом) с помощью взгляда, заменяя тем самым традиционные средства ввода (клавиатура, мышь). При использовании специальных программ и синтезатора речи, айтрекер превращает компьютер в инструмент для коммуникации и обучения.
– Программы для коммуникации с синтезатором речи (Snap Core First, Communicator 5, Grid 3 и другие). Такие программы позволяют ученикам использовать клавиатуру с буквами и цифрами, карточки с часто-употребляемыми словами и фразами, которые добавляются по мере изучения материала. Программы содержат обучающие приложения для начальных классов.
– Обучающие печатные дидактические материалы и программы для их подготовки (Boardmaker 7 и другие) для учеников младших классов. Печатные материалы используются для работы на уроке, для маркировки помещений и составления визуальных расписаний. С помощью специальных программ преподаватели могут готовить задания для учеников – как раздаточных печатных материалов, так и интерактивных для работы на компьютере или с интерактивной доской. Готовые шаблоны позволяют создавать обучающие задания по любому предмету.
– Коммуникаторы и коммуникационные кнопки. Простые устройства коммуникации для детей с нарушением речи младшего возраста. Устройства позволяют записывать различные голосовые сообщения необходимые для регулярного использования в стандартных ситуациях («да», «нет», «нужна помощь» и т.д.). В зависимости от типа, устройства позволяют записывать от одного до более чем ста сообщений (коммуникаторы GoTalk).
Узнать больше о производителе можно на официальном сайте: www.istok-audio.com
Последние новости
15.03.24
Цены на важные лекарства возьмут на контрольВ этом году серьёзно изменится контроль за ценами на жизненно необходимые лекарства, следует из дорожной карты Росздравнадзора. Процесс…
14.03.24
Как оформить уход за нетрудоспособным человеком?Если кто-то из ваших близких или друзей нуждается в постоянной заботе, вы можете оформить уход за нетрудоспособным гражданином, даже…
13.03.24
Электронный сертификат стал популярней благодаря маркетплейсамРоссияне с инвалидностью стали в два раза чаще использовать электронный сертификат для приобретения технических средств реабилитации,…
12.03.24
«Мы можем всё!»: стартовал творческий конкурс о достижениях…Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) объявило о начале творческого конкурса по созданию видеороликов «Мы можем всё!». Конкурс призван…
12.03.24
Минтруд предлагает учитывать группу инвалидности при…Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило постановление, согласно которому при приёме на работу людей с ОВЗ квота будет…
11.03.24
Перспективы рынка «Нейронет» в России: есть деньги,…Стремительное развитие нейротехнологий в XXI веке привело к образованию целого рынка с собственной структурой и своими особенностями,…
07.03.24
«Импульс добра»: стартовал конкурс для социальных предпринимателей…Фонд «Наше будущее» объявил о старте ежегодной Премии «Импульс добра», миссия которой – поощрять социальных предпринимателей, общественных…
06.03.24
Кешбэк для инвесторов и поддержка университетских проектов:…Поддержка стартапов, запущенных молодыми учёными – студентами, аспирантами или преподавателями российских вузов, а также недавними…
05.03.24
Дети-инвалиды и инвалиды с детства, потерявшие отца…Российские сенаторы и депутаты подготовили проект федерального закона, в рамках которого люди с инвалидностью, чей родитель погиб в…